Поиск по сайту
  • Главная
  • Новости
  • Вадим Зазимко: Надо мобилизовываться, а не унывать и стонать, что "всё плохо"

Вадим Зазимко: Надо мобилизовываться, а не унывать и стонать, что "всё плохо"

В настоящее время настали непростые времена для отечественной промышленности и широкого круга предпринимательства. Но надо находить пути решения, мобилизовываться, а не унывать и стонать, что "всё плохо"
Категория — Новости политики
Опубликовано 12 января 2015

Актуальные решения и новые экономические инструменты поддержки отечественной промышленности и предпринимательства                   

В настоящее время настали непростые времена для отечественной промышленности и широкого круга предпринимательства. Но надо находить пути решения, мобилизовываться, а не унывать и стонать, что "всё плохо". Наш народ не раз выходил из сложной экономической ситуации. Вспомним хотя бы начало 90-х, дефолт 1998. А сейчас производительные силы значительно окрепли, вырос госзаказ и прежде всего оборонный заказ, есть возможность промышленности индустриально развиваться, а смежникам, субподрядчикам (в том числе предприятиям малого и среднего бизнеса) иметь стабильную работу. Санкционные действия вызывают необходимость создания инфраструктуры импортозамещения внутри России. Значительно активизировалось стимулирование отечественной промышленности путем введения новых экономических инструментариев.

Предлагаю ознакомиться с некоторыми новыми возможностями на экономическом фронте страны.

Это прежде всего Постановление Правительства №3 от 03.01. 2014 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях…" по компенсации процентов за пользование банковскими средствами в инвестиционных проектах в сфере промышленности. Субсидии предоставляются в размере 90% ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2014 - 2016 годах на реализацию новых комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности.

Под приоритетными направлениями гражданской промышленности в настоящих Правилах понимаются направления, осуществление деятельности по которым способствует:

а) созданию новых экономически эффективных и экологически безопасных производств;

б) развитию промышленного производства в направлении увеличения выпуска высокотехнологичной продукции;

в) росту производительности труда за счет использования передовых технологий и современного оборудования и созданию высокопроизводительных рабочих мест;

г) созданию условий для продвижения инновационной российской продукции и технологий на мировые рынки;

д) повышению энергоэффективности и ресурсосбережения.Под инвестиционными проектами в настоящих Правилах понимаются новые комплексные инвестиционные проекты, осуществляемые по приоритетным направлениям гражданской промышленности и отвечающие следующим критериям:

а) целью инвестиционного проекта является создание предприятия как имущественного комплекса, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности, относящейся в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности к обрабатывающему производству, по одному из приоритетных направлений гражданской промышленности;

б) реализация инвестиционного проекта способствует решению задач и достижению целевых показателей и индикаторов Программы, включая такие целевые показатели и индикаторы, как индекс роста объемов производства и индекс роста инвестиций в основной капитал (в сопоставимых ценах);

в) реализация инвестиционного проекта в обязательном порядке предусматривает расходы инвестиционного характера:

- на приобретение или долгосрочную аренду земельных участков под создание новых производственных мощностей;

- на разработку проектно-сметной документации;

- на строительство производственных зданий и сооружений;

- на приобретение, сооружение, изготовление, доставку основных средств, в том числе на таможенные пошлины и таможенные сборы, а также на строительно-монтажные и пусконаладочные работы и на приобретение оборудования;

г) общая стоимость инвестиционного проекта должна составлять от 150 млн. рублей до 2 млрд. рублей.

Наконец-то после долгих обсуждений и ожиданий приступило к оперативной деятельности с июня 2014 г. Агентство Кредитных Гарантий (АКГ), созданное Распоряжением Правительства №740-р от 06 мая 2014 г.

Тем самым появилась возможность для молодых предприятий в целях кредитования или получения прямых инвестиций для инновационного развития получить 50%  госгарантий на объем запрашиваемых средств.

Агентство - финансовый институт развития малого и среднего предпринимательства (МСП), предоставляет банковские гарантии по кредитам и иным долговым обязательствам, разделяя кредитные риски с банками и другими финансовыми организациями. Принимая на себя часть финансовых рисков МСП, Агентство расширяет возможности доступа предпринимателей к долгосрочным кредитным ресурсам для развития.

Банковская гарантия Агентства - бланковое обязательство, предоставляемое Агентством без имущественного или иного обеспечения и предоставляющее возможность получения банковского кредита субъектом МСП при отсутствии или недостаточности собственного залогового обеспечения.

Преимущества гарантий, предоставляемых Агентством:

─ прозрачные критерии предоставления гарантии и оценки субъекта МСП;

─ отсутствие необходимости сбора специального комплекта документов;

─ быстрота принятия решения о предоставлении гарантии;

─ отсутствие специальных требований по обеспечению кредита;

─ возможность рассрочки уплаты вознаграждения Агентству.

Заемщик – коммерческая организация или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, с годовой выручкой до 1 млрд. руб.

─ зарегистрирован и осуществляет свою деятельность на территории РФ;

─ цель кредита должна носить инвестиционный характер: приобретение, создание, модернизацию основных средств, реконструкцию или ремонт, а также инновационные цели;

─ при кредитовании торгового предприятия кредит должен направляться на инвестиционные неторговые цели.

Срок – не более 15 лет + 120 дней.

─ Максимальная сумма – до 70% от суммы кредита.

─ Стоимость - 1,25% годовых за весь срок действия гарантии.

─ Обеспечиваемое обязательство – кредитные договоры и иные договоры кредитного характера.

─ Валюта кредита и гарантии – рубли РФ.

─ Ответственность гаранта – спустя 90 дней после наступления просрочки по основному долгу.

─ Участие Агентства может быть запрошено на любом этапе кредитной сделки.

Выходит на финишную прямую созданная по поручению Президента РФ Путина В.В. особо ожидаемая государственная структура под эгидой Минпромторга - Фонд Развития Промышленности (ФРП). Актуальная задача Фонда – обеспечение политики перехода на принципы наилучших доступных технологий (НДТ) и импортозамещения. Общая процентная ставка по программам 5 % годовых. По решению Наблюдательного совета Фонда ставка может быть изменена. Фонд предоставляет целевой займ на период от 5 до 7 лет в зависимости от соответствующей программы.

Разрабатываемая концепция Фонда развития промышленности предусматривает следующие Программы финансирования:

1.Проекты импортозамещения. Завершение НИОКР, внедрение на производственных мощностях заемщика. Сумма займа до 300 млн.

Весь объем финансирования проекта должен быть подтвержден. Привлекаемое софинансирование со стороны компании/акционеров/банков должно составлять более 30% суммы проекта.

Решения:

• Снижение стоимости долгового финансирования для производственно-технологических проектов.

• Расширение спектра целевого финансирования (маркетинговая аналитика, тестирование, клинические испытания, патентование, сертификация и др.).

• Переход от конкурсных процедур в пользу кредитно-инвестиционного отбора и доработки проектов.

2. Добанковские проекты. Завершение НИОКР, разработка ТЭО и другой документации с выходом на банковское финансирование. Сумма займа до 300 млн.

Привлекаемое софинансирование со стороны компании/акционеров/банков должно составлять не менее 60% бюджета проекта. При этом объем банковского кредитования с отлагательными условиями – не более 50% бюджета проекта.

Решения:

• Финансирование проектов с учетом последующего их кредитования на рыночных условиях.

• Экспертно-техническая и методическая поддержка (банкам и компаниям) разработки новых продуктов производственных компаний, реализуемых с привлечением банковского финансирования

3.Прединвестиционное финансирование Разработка ТЭО и др. документации с выходом на стратегическое финансирование, включая средства ВЭБ. Сумма займа до 500 млн. Привлекаемое софинансирование со стороны ВЭБ/компании/акционеров/банков должно составлять не менее 70% бюджета проекта.

Решения:

• Финансирование расходов на прединвестиционной стадии с учетом последующего их финансирования со стороны ВЭБ, других институтов развития или крупного частного инвестора

• Взаимодействие с институтами развития с целью совместной экспертизы и поддержки проектов, носящих стратегический характер для развития промышленности России.

4. Проекты консорциумов. Разработка НДТ и технологий импортозамещения для «серийного лицензирования». Сумма займа до 500 млн. руб. Срок займа до 7 лет.

Финансирование проектов консорциумов предприятий в целях разработка базовых технологий с дальнейшим их лицензированием и инжиниринговой адаптацией под специфику компаний

Решения:

• Финансирование проектов консорциумов предприятий в целях разработка базовых технологий с дальнейшим их лицензированием и инжиниринговой адаптацией под специфику компаний.

• Реализация системных инициатив технологических платформ

И пока ещё есть возможность обсудить концепцию Фонда, что-то подкорректировать, отладить механизм его действия.

Так в концепции присутствует некоторая путаница между инвестиционными и инновационными проектами.  Все-таки не все инвестиционные проекты являются инновационными. Но все инновационные требуют инвестиций.
Объект вложений (применение ФРП) не конкретизирован, если он создается именно для развития промышленности и по направлениям, необходимым стране.

Далее, следует, что  ФРП финансирует вроде завершающие стадии исследований и разработок, однако, при том, что исследования – первый этап цикла "И-П-С ", разработки – опытный образец в каком-то смысле – завершение НИОКР.
О чем тогда идет речь? О технологиях? Но надо знать под какой продукт. Технологии на новый материал – да! На новые приборы, машины, станки без понимания конечного продукта – не имеет смысла. Сначала нужно понимать какой должен быть конечный продукт, а уже потом подбор технологии. 

Необходимо рассматривать комплексно всю цепочку создания конечного продукта. Если на инвестиционный проект нужно 3 млрд. рублей, предположим 1 млрд. государственных средств дает Фонд на НИОКР. То почему есть уверенность, что банк даст 2 других млрд. по 5 % годовых? Это далеко не факт. Даже под более высокие проценты – не факт.  А именно на построение нового высокоэффективного производства, необходимого стране, чрезвычайно нужны средства. Поэтому необходимо прорабатывать изначально всю цепочку финансирования создания конечного продукта.  А тут еще бывает (особенно для молодых инновационных предприятий), что необходимого обеспечения по требованиям банка не хватает. Как в этом случае решать вопрос? Может в какой-то степени созданный в результате НИОКР интеллектуальный продукт будет серьезно капитализирован, тем самым становясь обеспечением.

Необходимо отметить, что эффективная технология реализуется путем установки современных систем оборудования. К сожалению, в период развала отечественного станкостроения и засилья импортного оборудования, тем более при западных санкциях, у нас пока есть большие проблемы с его поставками. А еще при высоком курсе евро западное оборудование становится практически недоступным, тем более комплексное приобретение. Пожалуй, только государственные лизинговые организации, покупающие оборудование и сдающие его в лизинг под 5-6%, могут оказать действенную помощь становлению отечественного станкостроения и реальной модернизации необходимых государству производств.

Следует учитывать, что у нас практически нет частных крупных инвесторов, готовых под 5-6% годовых после НИОКР кредитовать инновации. Сама обрабатывающая промышленность необходимыми средствами не обладает.

Обязывать предприятия закладывать активы и искать гарантии и поручительства – путь в тупик. Либо это будет невыполнимо, либо чем это тогда будет отличаться от требований рядовых банков. А вот разработать критерии и требования для НИОКР, конечного результата, разработчиков, предприятий - может помочь развить именно те направления, которые особо нужны стране, региону. Одни из главных экономических критериев  - отдача на одно рабочее место и прирост прибыли на 1 руб. капитальных вложений.

Нужно заметить, что в условиях глобализации, а у нас ещё мобилизации, концепция Фонда должна предусматривать и помощь развития  промышленных кластеров, как весьма эффективный путь развития отечественной промышленности.

В связи со всем вышесказанным можно внести некоторые предложения:

1.Образовывать государственные лизинговые организации, покупающие оборудование и сдающие его в лизинг под 5-6%. Они могут быть и участниками ФРП.

2. ФРП должен быть с уставным капиталом 500 млрд. руб., кредитующий под 5-6% - но только необходимые направления стране, проекты несущие синергетический эффект и внедрение новых технологий и продукции.

3.  В условиях предоставления средств Фондом должно быть обусловлено, что изначально должна быть ясность, как будет производиться конечный продукт, каким образом новая технология (или модернизация) в результате НИОКР будет привязана к конкретной продукции, каким образом решаются вопросы дальнейшего инвестирования.

4. Нужно исключить сырьевиков, которые развивают вертикальную интеграцию и в конце цепочки выдают материалы. На это у сырьевиков деньги найдутся. Здесь ФРП прежде всего для обрабатывающей, наукоемкой промышленности.

5. Следует предусматривать совместно с инвестициями ФРП привлечение иностранного капитала в СП с действующими российскими предприятиями, но не создавать сборочные производства, а обусловить локализацию не менее 50%.

6.  Важнейшее направление - воссоздать станкостроение. Для этого даже можно купить несколько заводов "под ключ ". Обучить наш персонал. Создать на них КБ.

7. Без создания реальных консорциумов-кластеров (межотраслевых, территориальных) ориентированных на конечные сложные продукты, такое финансирование может быть вообще бесполезно. Если будут машиностроительные, авиастроительные, судостроительные, электронные, станкостроительные консорциумы (кластеры на результат), то проводить финансирование по обоснованным бизнес-планам:

а) в новую продукцию или её модернизацию;

б) в обновление технологии действующего производства;

в) строительство недостающих производств (предприятий);

г) в импортозамещение.

8. Необходимо стимулировать увеличение доли внебюджетных источников финансирования путем повышения инвестиционной привлекательности проектов за счет развития экономических инструментов поддержки промышленности.

9. Если учитывать, что согласно поручения Президента о формировании Фонда развития промышленности в целях повышения доступности займов на финансирование проектов в соответствии с приоритетами, определёнными Правительством Российской Федерации, то необходимо прежде всего решить вопрос о выделении средств под те проекты, которые обладают высокой значимостью для развития именно промышленности и несут мультикативный. синергетический эффект для развития отрасли, региона, а не основываться на скорейшем возврате денежных средств.

10. Задача правильного распределения средств прежде всего должна решаться при участии специалистов приоритетных отраслей, направлений и регионов. В связи с этим имеет смысл иметь опорные организации в регионах, которые лучше всего знают, что и где необходимо стимулировать для развития промышленности на подведомственных территориях.

11.  Финансирование НИОКР не решает вопрос запуска производства. Надо иметь возможность организации финансирования производства под капитализацию интеллектуальной собственности.

Необходимо создавать и региональные экономические инструменты. Так в Санкт-Петербурге следующим образом стимулируется обрабатывающее производство:

- предоставляются государственные гарантии (Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 № 495);

- снижается налог на прибыль предприятий, инвестирующих в промышленность до 13,5 %;

- предусматривается освобождение от уплаты налога на имущество;

- проводится компенсация процентов по лизингу промышленного оборудования и др.

Предлагаю коллегам, соратникам принять активное участие в обсуждении, информировании о новых путях экономического роста, поделиться опытом успешной реализации инвестиционных проектов.

Вадим Зазимко. руководитель Экономического Совета Всероссийской политической партии "РОДИНА", генеральный директор "Агентства Инвестиционного Консультирования ", к.э.н.

Ленинградская область (выбран сейчас)
Россия
Россия Алтайский край Архангельская область Астраханская область Белгородская область Брянская область Владимирская область Волгоградская область Вологодская область Воронежская область Еврейская автономная область Забайкальский край Ивановская область Иркутская область Кабардино-Балкарская Республика Калининградская область Калужская область Камчатский край Карачаево-Черкесская Республика Кемеровская область Кировская область Костромская область Краснодарский край Красноярский край Курганская область Курская область Ленинградская область Липецкая область Магаданская область Москва Московская область Мурманская область Ненецкий автономный округ Новгородская область Омская область Оренбургская область Орловская область Пензенская область Пермский край Псковская область Республика Адыгея Республика Алтай Республика Башкортостан Республика Бурятия Республика Дагестан Республика Ингушетия Республика Калмыкия Республика Карелия Республика Коми Республика Крым Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Саха (Якутия) Республика Северная Осетия - Алания Республика Татарстан Республика Хакасия Ростовская область Рязанская область Самарская область Сахалинская область Свердловская область Севастополь Смоленская область Ставропольский край Тамбовская область Тверская область Томская область Тульская область Тюменская область Удмуртская Республика Ульяновская область Хабаровский край Ханты-Мансийский автономный округ Челябинская область Чувашская Республика Ямало-Ненецкий автономный округ Ярославская область
Регистрация на сайте
Введите рабочий e-mail адрес так как вам прийдется подтвердить регистрацию.
Минимальная длина пароля - 6 символов. Максимальная - 12 символов.
Укажите пожалуйста реальные имя и фамилию.
Любое слово, например Ivan, Patriot, Наблюдатель и т.п.
Дата рождения
Мы гарантируем, Ваши персональные данные не будут передаваться третьим лицам.
Вход через социальные сети
Авторизация
Сообщить об ошибке
Восстановление пароля
Введите e-mail адрес указанный при регистрации, на него мы вышлем новый пароль.